Slava Zaitsev

Он определен судьбой быть художником Высокого стиля, проводником Гармонии. Слава Зайцев создал стиль, скорее даже родился с ним, который стоит вне канонических понятий, существующих в мире моды.

О Славе Зайцеве заговорили еще в его студенческие годы как о ярком явлении в московской модной среде. Получив профессию художника по росписи тканей в Ивановском химико-технологическом техникуме, он поступил в Московский Текстильный Институт и окончил его с отличием в 1962-ом году. К тому времени относятся первые опыты Зайцева в моделировании костюма. Последующий период работы на экспериментально-технической швейной фабрике в подмосковном городе Бабушкине можно назвать стремительным вхождением и моду. Это была короткая эпоха хрущевской оттепели, отмеченная поисками новых путей в искусстве и взлетом множества талантов, имеющих ныне громкие имена.

Его первая коллекция спецодежды для работниц села поразила всех яркостью и смелостью. Зайцев предложил цветные телогрейки, юбки из пестрых павловопосадских шалей, даже валенки перед показом он собственноручно расписал гуашью. Коллекция не была принята, но фоторепортаж о ней опубликовали зарубежные издания, в том числе журнал Paris Match. Так имя русского модельера стало известно знаменитым французским кутюрье и всему миру. В 1965-ом году лидеры мировой моды Пьер Карден (Pierre Cardin), Марк Боан (Marc Bohan) и Ги Ларош (Guy Laroche) назвали Вячеслава Зайцева «равным среди равных». Позднее французская пресса окрестит его «Красным Диором» в знак признания его таланта. Однако, посетить Палату Высокой Моды в Париже модельер сможет только в 1988-ом году.

С тех пор Вячеслав Зайцев является бесспорным лидером российской моды. В период, когда он работал с 1965-го по 1979-ый в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком Мосту, Вячеслав сумел порвать с практикой коллективного создания одежды. В 1982-ом году он смог убедить власти в необходимости открытия своего Дома Моды, и первым в течение длительного времени и единственным из отечественных модельеров ставил на одежду именной лейбл. Наконец, первым из российских коллег выпустил в 1992-ом году совместно с французской фирмой L´Oreal собственные духи Maroussia, чрезвычайно популярные на Западе.

В 1988-ом году мадам Карвен, глава знаменитого Дома, пригласила Зайцева предстаить коллекцию «Русские сезоны в Париже» в столице моды. Мастера ждал триумф и как следствие — присуждение Жаком Шираком Золотой медали города Парижа и звания почетного гражданина Парижа. В следующем году Вячеслава Зайцева назвали «человеком года в мире моды». Затем на проходящем в Японии фестивале «Лучшие пять модельеров мира» его признали победителем, среди соперников Клода Монтана (Claude Montana), Ханаэ Мори (Hanae Mori), Донна Каран (Donna Karan), Библос (Byblos). К этому нужно добавить и отечественные награды — медаль «За трудовую доблесть», орден «Знак почета», Золотую и Серебряную медали ВДНХ, звания заслуженного деятеля искусств РФ и лауреата Государственной премии России.

Тем парадоксальнее на подобном фоне выглядит многолетний запрет на выезд художника за границу. До 1986-го года коллекции Зайцева демонстрировались за рубежом без участия автора. Он постоянно натыкался на разнообразные табу. И в начале творческого пути, когда попытался преодолеть стереотип безликости, создавая рабочую одежду, и впоследствии в Доме моделей на Кузнецком Мосту — вплоть до этапного поворота в судьбе, когда в 1988-ом году стал главой Московского Дома Моды.

Профессиональным кредо Славы Зайцева является бескомпромиссная приверженность классическим традициям: естественность формы, преимущественно приталенный силуэт, изящные воротники, обязательно четкая линия плеча, прямая узкая юбка. Хотя и удлиненная широкая никогда не исчезала из его коллекций. А также шляпы с большими полями, аксессуары в единой цветовой гамме с одеждой, крупная бижутерия, туфли-лодочки на высоком каблуке. Есть еще одна особенность стиля, пожалуй главная, различная по интенсивности, но фундаментальная. Это принадлежность русскому чувствованию, русской душе, природе. Зайцев родился и вырос в городе Иванове – центре российского ткачества. И не случайны в его коллекциях модели, прообразами которых послужили сарафаны, поневы, кафтаны, душегреи. Не случайными были коллекции «Русская серия» (1965 — 1968 гг.), «Тысячелетие Крещения Руси» (1987 — 1988 гг.), «Русские сезоны в Париже» (1988 г.), «Ностальгия по красоте» (1992 — 1993 гг.) и вершинное творение Зайцева — «Воспоминание о будущем» (1994 — 1995 гг.). В них воплотилось то, чем ценна эстетика русского народного костюма, отражающая единство человека с природой, простота кроя и пропорций, ясность линий. В отношении мастера к цвету, использовании чистых открытых тонов тоже проявляется внутренняя связь с народными традициями. Неизменно радостную окрашенность его работам придают вышивки, роскошные аппликации, кружево.

Одежда от Зайцева всегда изобилует новыми идеями. В последние годы его можно назвать странником по векам. Связующая нить символов и знаков прошлых эпох помогает мастеру создавать оригинальные художественные образы. Свои взгляды на моду и собственное место в ней Зайцев передал в двух книгах — «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» (обе опубликованы в 1980 г.), а также в альбоме графики и стихов «Я всем обязан провиденью Зайцева — «Воспоминание о будущем» (1994 — 1995 гг.)

Оставаясь верным своим принципам, внутри стиля Зайцев экспериментировал с формой и силуэтом. Кажется, будто ему тесно в рамках формы. Линии словно рвутся за ее пределы — каскады складок, многосложность и игра светотени струящихся тканей рождают впечатление экспрессивности, экстравагантности. Его искания отражали постоянное стремление художника к гармонии. И графический абрис платьев в стиле ампир, и торжественные образы костюмов в барочном стиле, и рафинированные линии платьев в стиле модерн поражали безупречностью пропорций, филигранно сконструированных форм, безукоризненным цветовым решением.

На базе Дома Моды Славы Зайцева созданы Лаборатория моды, салон красоты, Театр моды. Он первым в России с 1991-го года начал театрализованный показ коллекций, демонстрацию моделей с сюжетом, развивающимся как драма или пародия. Это своеобразный синтетический жанр, сочетающий драматургию, режиссуру, актерскую игру, музыку. Актерский состав впоследствии регулярно пополнялся моделями из агентства «Слава Зайцев». Автор при помощи аллегорий рассказывал о своем понимании Жизни, Красоты и Гармонии, поднимая зрителя над обыденной суетой, вовлекая его в атмосферу праздника. Театр моды увидели зрители почти всех стран мира.

Природа щедро одарила этого человека разнообразными талантами. Он пишет стихи. Не одно десятилетие увлекается фотоживописью. Он проектировал обувь, посуду, бижутерию, мебель. Но высокая мода является его истинным призванием.

Зайцев создал множество удивительных коллекций, сотни костюмов для кино, крупнейших российских и зарубежных театров, для эстрады, балета на льду. А передвинь судьба фигуры на шахматной доске его жизни иным образом, и Зайцев был бы известен прежде всего как оригинальный живописец и график. Выставки его картин и гравюр в США и Бельгии вызвали огромный интерес. Многие работы находятся в частных коллекциях. Пять картин вошли в собрание Третьяковской галереи.

И все же в историю отечественной культуры Вячеслав Михайлович Зайцев вошел как выдающийся мастер костюма. Одни восхищаются его творчеством, другие называют консервативным. Однако высочайший уровень искусства этого художника бесспорен, а приверженность традиции лишь выражение того, что Красота и Гармония живут вне времени.